Проверка нотариального документа по QR-коду
Чистые пруды, Сретенский бульвар, Тургеневская
г. Москва, ул. Мясницкая, дом 24, главный вход
пн-пт 9:00—19:00, без перерывов
пн-пт 9:00-19:00
г. Москва, ул. Мясницкая, дом 24/7, с.1
пн-пт 9:00-19:00
без перерывов
Мероприятие, организованное совместно с кафедрой нотариата Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), вызвало широкий интерес и стало важным шагом в изучении деятельности нотариата на переломных этапах истории страны и укреплении патриотических ценностей среди молодежи. В работе конференции приняли участие нотариусы г. Москвы, преподаватели и студенты МГЮА.
Тема конференции была поддержана аудиовизуальным материалом. Встреча гостей проходила на фоне песен военных лет, а перед входом в зал были представлены макет памятной доски МГНП «Нотариусам военных лет» и фотографии из командировок нотариусов, доставлявших гуманитарный груз в зону СВО.
В ходе дискуссии были рассмотрены ключевые аспекты организации системы нотариата и особенности нотариальной деятельности в годы Великой Отечественной войны. Специфика военного времени накладывала свой отпечаток и на нотариальную практику, которая дополнялась новыми нотариальными действиями, необходимыми для решения правовых вопросов граждан.
Особое внимание участники конференции уделили роли современного нотариата в сегодняшних условиях специальной военной операции. Нотариусы оказывают бесплатную правовую помощь участникам СВО и их семьям, консультируя их в юридических вопросах и оформляя необходимые документы. Как было отмечено в докладах участников, это живая связь поколений и продолжение традиций, заложенных в профессиональном сообществе в годы Великой Отечественной войны.
«Сегодняшняя встреча – наглядный пример неразрывной связи поколений, она демонстрирует важность знания истории нашей страны. Мы поговорим о вызовах, с которыми сталкивались нотариусы в это сложное время, а также о том, как они, несмотря на все трудности, героически защищали интересы граждан. Война привела к резкому сокращению нотариальных действий и государственных нотариальных контор, но даже в таких условиях нотариусы продолжали выполнять свой профессиональный долг, обеспечивая правовую защиту и сохраняя стабильность в обществе. Их труд стал не только частью правовой системы, но и важным вкладом в общее дело Победы» – отметил модератор конференции, член Правления Московской городской нотариальной палаты, нотариус г. Москвы, д.ю.н., профессор кафедры нотариата МГЮА Александр Бегичев.
Регулирование нотариальной деятельности в годы Великой Отечественной войны и аспекты совершения отдельных нотариальных действий рассмотрела в своем докладе нотариус г. Москвы, председатель Комиссии МГНП по связям со СМИ и имиджу Екатерина Лексакова. Она привела динамику сокращения нотариальных действий: I полугодие 1941 г. – более 2 млн., II полугодие – 1,7 млн., I полугодии 1942-го – 912 тысяч. Но вместе с тем, нагрузка на нотариусов возрастала, отметила она. Большинство профессиональных кадров ушли на фронт, и весь объем работы лег на немногочисленных оставшихся специалистов, большинство из которых были женщины. Кроме приема населения в конторах нотариусы выезжали в госпитали к раненым бойцам, наравне со всеми участвовали в мероприятиях по противовоздушной обороне, общественных работах на трудовом фронте.
Уже в 1943 году число нотариальных действий стало кратно расти – 3,5 млн. нотариальных действий, в 1944 году — 5,2 млн., а в 1945— 6,6 млн. Министерством юстиции была проведена ревизия численности работников нотариальных контор. Так в Москве на 1 января 1943 года штатное расписание 10 нотариальных контор включало 52 должности, из них 1 старший нотариус, 2 заместителя старшего нотариуса, 12 нотариусов, остальные специалисты вспомогательных профессий — ответственные исполнители и бухгалтеры. Неукомплектованными оставались 12 позиций. Даже с учетом того, что из 4,5 миллионов населения столицы 2 миллиона уехали в эвакуацию, в 1941-42 гг. один нотариус приходился на 208 тысяч человек. Для сравнения сегодня в Москве количество должностей нотариусов исчисляется в соотношении: один нотариус на 15 000 человек населения.
В архивах сохранились и документы об уровне подготовки сотрудников нотариата Москвы 40-х годов. Высшее юридическое образование было у троих нотариусов, еще пятеро пришли в профессию после окончания 3 или 6-месячных юридических курсов, у остальных образование заменялось опытом работы.
Большую часть нотариальных действий составляли копии. Причем эта область деятельности тоже была строго регламентирована. Екатерина Лексакова отметила ряд интересных фактов о нотариальной практике тех лет. В частности, копии с копий свидетельствовали исключительно нотариальные конторы, расположенные в республиканских, краевых и областных центрах. Запрещалось свидетельствование копий с эвакуационных документов и даже трудовых книжек. Нотариусы также не могли свидетельствовать подлинность подписи граждан на заявлениях, удостоверяющих службу определенного лица в Красной Армии и его призыв в РККА. Это была прерогатива военкоматов и государственных учреждений.
Кроме юридической проверки на государственных нотариусах лежали и другие, не связанные с правовой тематикой обязанности. К примеру, при нотариальном удостоверении договоров купли-продажи незерновых сельскохозяйственных продуктов для детских яслей, детских садов и предприятий общественного питания нотариусы должны были следить, чтобы стоимость продаваемых сельскохозяйственных продуктов не превышала мелкооптовых цен государства.
Екатерина Лексакова обратила внимание коллег на то, что некоторые нормы, регулировавшие, в частности оформление наследственных прав в советское время, сохранили свое действие и в современном законодательстве. Оставшиеся после умершего в составе охраняемого имущества денежные суммы; валютные ценности, выписанные в иностранной валюте платежные документы; изделия из драгоценных металлов подлежали немедленной сдаче на хранение в отделение Государственного банка СССР. Эти требования перекликаются со статьей 921 ГК РФ, что сегодня вносит некоторые неудобства в процесс наследования движимых вещей, обнаруженных в банковских ячейках.
Нотариусам того времени также вменялась в обязанность свидетельствовать факты о признании граждан безвестно отсутствующими. Для этого по заявлению заинтересованного лица проводилось своего рода расследование с рассылкой запросов в различные инстанции, опросом свидетелей. При отсутствии каких-либо сведений о человеке нотариус направлял информацию о признании безвестно отсутствующим на публикацию в «Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК». Далее через определенный законом срок человек признавался судом умершим.
Как и сегодня в государственных нотариальных конторах предосатвлялись льготы для семей лиц, погибших на фронте. В соответствии с письмом НКФ РСФСР N 321 от 25 августа 1942 года освобождались от уплаты государственной пошлины семьи лиц, погибших на фронте при изготовлении и свидетельствовании верности копий с извещений воинских частей о погибших военнослужащих, а также за выдачу свидетельств, подтверждающих право наследования.
В настоящее время правовая помощь и список льгот, которые нотариусы предоставляют ветеранам СВО и членам их семей, гораздо обширнее. Подробнее об этом рассказала нотариус г. Москвы Ирина Алешкова.
Она отметила, что начиная с 2022 года, нотариат в инициативном порядке принял широкий перечень льгот на оплату социально значимых нотариальных действий для лиц, призванных на военную службу в ходе частичной мобилизации, раненных бойцов и членов их семей.
Сегодня полностью бесплатно для участников СВО оформляются
К примеру, только в Москве за 2024 год для участников СВО нотариусы совершили 69 285 нотариальных действий с предоставлением льгот на сумму 25 386 524 руб. В том числе было удостоверено 2 785 завещаний, 10 477 доверенностей и 56 023 прочих нотариальных действий.
Право на льготы при совершении нотариальных действий предоставлено также супругам, родителям и несовершеннолетним детям участников СВО при удостоверении доверенностей, согласий по детям и свидетельствовании верности копий документов, удостоверяющих личность, и документов ЗАГС.
Наследники военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, также полностью освобождаются от оплаты при выдаче свидетельств о праве на наследство.
Ирина Алешкова отметила, что вклад нотариата в оказание правовой помощи участникам СВО постоянно расширяется и дополняется новыми формами. В частности, на консультационной площадке в Пункте отбора на военную службу по контракту Армии России в 2024 году нотариусами проведено 14 869 бесплатных консультаций. За тот же период нотариусы Москвы осуществили 2136 выездов в госпитали, в ходе которых совершили 2905 нотариальных действий с предоставлением льготы в размере 5 646 087 рублей.
Особенности оформления наследственных прав в период Великой Отечественной войны и развитие подходов к регулированию брачно-имущественных отношений в 20-е и 40-е годы прошлого века рассмотрел в своем выступлении нотариус г. Москвы Борис Иванов.
Тезис о том, что война хоть и сказывается на активности гражданского оборота, но не отменяет его, в полной мере был подтвержден в самые тяжелые для страны время первых лет войны. Советом Народных Комиссаров СССР было принято Постановление от 15 сентября 1942 г. «О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время», которое наделяло командование войсковых частей и начальников госпиталей полномочиями нотариальных органов, чтобы лица, состоящие в рядах Красной Армии и Военно-Морского флота, могли реализовать свои гражданские права. Аналогичные нормы сохранились в гражданском праве по настоящее время, а круг должностных лиц, имеющих право удостоверять доверенности и завещания, существенно расширен.
Интересен также тот факт, что признание брачным союзом только зарегистрированных отношений супругов, закрепилось в законодательстве СССР лишь в 1945 году, когда встал вопрос о восстановлении численности народонаселения страны и были приняты меры поддержки материнства и детства. До этого по Кодексу законов о браке, семье и опеке от 19.11.1926 (ред. от 20.07.1933) имущественные права супругов распространялись и на лиц, фактически состоящих в брачных отношениях, если эти лица взаимно признают друг друга супругами, или же если брачные отношения между ними установлены судом по признакам фактической обстановки жизни. Также лица, которых сегодня принято называть сожителями, обладали и правом получения содержания, как во время совместного проживания, так и после прекращения такого «брака». Данное положение вещей было прекращено со вступлением в силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об усилении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного знака «Мать героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Гражданам, которые фактически состояли в брачных отношениях до издания настоящего Указа, дали возможность оформить свои отношения с указанием срока совместной жизни.
Также в конце войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию» в круг наследников включены родители, братья и сестры, установлена очередность призвания к наследованию наследников по закону, завещателям была дана возможность завещать имущество иному лицу, если не было наследников по закону, а совершеннолетние нетрудоспособные наследники получили право на обязательную долю в наследстве.
Нотариус г. Москвы Анна Аристова посвятила свое выступление новому нотариальному действию, направленному на защиту социальных прав участников СВО — свидетельствование подлинности подписи на заявлениях очевидцев об участии в боевых действиях сотрудников содействующих организаций.
Порядок подтверждения участия в СВО бойцов, у которых нет других правовых оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий, был разработан совместно Федеральной нотариальной палатой, Министерством обороны РФ и Государственным фондом «Защитники Отечества». В частности, когда у бойца нет никаких документов государственного образца о награждении или о ранении, но есть свидетели из числа ветеранов СВО, которые могут подтвердить его участие в боях, то они могут обратиться к нотариусу для того, чтобы оформить заявление очевидца. Нотариус вносит информацию, которую предоставляют бойцы о своих товарищах, о том, какие задачи и где они вместе выполняли, а затем свидетельствует подлинность подписи очевидца на таком заявлении. Данный документ подается в специальную комиссию Министерства обороны для проверки и рассмотрения вопроса о присвоении статуса ветерана боевых действий и предоставления соответствующих льгот.
Оформлять заявления очевидцев нотариусы начали с конца 2024 года. Стоимость этого нотариального действия, несмотря на очень значимый объем работы с документом, составляет всего 100 рублей.
О специфике регистрации перехода прав на недвижимое имущество в период СВО рассказал в своем докладе нотариус г. Москвы, председатель Комиссии МГНП по взаимодействию с органами государственной власти Антон Фролкин. Он отметил, что условия военного времени определяют особенности государственной регистрации перехода прав на недвижимость, которые выражаются в упрощении процедур и изменение сроков для определенных категорий сделок. В частности, это связано с обеспечением нужд армии или социальной защиты граждан.
По данным Росреестра участники СВО оформляют право собственности/переход права собственности на недвижимость в приоритетном порядке менее чем за 24 часа при предъявлении документа, подтверждающего участие в специальной военной операции.
Сроки осуществления учетно-регистрационных действий по государственной регистрации прав сократились по данным Управления Росреестра по Москве среднем с 3 дней в 2021 году до 1 дня в 2024 году.
По государственному кадастровому учёту за тот же период с 4 дней до 6 часов.
Нотариус г. Москвы Елена Белоотченко посвятила свое выступление связи поколений и вкладе нотариального сообщества Москвы в оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и участникам СВО.
Она обратила внимание на сходство задач, которые ставятся перед нотариусами в период военных действий. И в годы Великой Отечественной войны и сегодня в условиях специальной военной операции работа нотариальных контор предусматривает приоритет в приеме для мобилизованных на фронт граждан, выезды нотариусов на сборные пункты и в госпитали для совершения нотариальных действий, 100-процентные льготы при оплате нотариальных услуг для участников СВО и членов их семей.
Конечно, сегодня в распоряжении нотариусов электронная и множительная техника, возможности мгновенного обмена информацией и передачи документов, но правовая составляющая нотариального действия почти не претерпела изменений. Формы удостоверительных надписей, свидетельств практически те же самые, что были в период Великой Отечественной войны, и в этом заключается тесная связь и профессиональная преемственность нотариусов всех времен.
Кроме того, отметила Елена Белоотченко, сейчас, как и 84 года назад, нотариусы активно включились в гуманитарную поддержку фронта. В 1941-45 гг. была практика государственных займов, служащие отдавали свой заработок в поддержку Красной Армии. Сегодня нотариат в инициативном порядке осуществляет широкую гуманитарную помощь войсковым частям для обеспечения безопасности, повышения стандартов медицинского обслуживания и быта бойцов на передовой. Общий вклад нотариата Москвы за три года в гуманитарную поддержку участников СВО и пострадавших от военных действий мирных жителей составил более 75 миллионов рублей.
Об одном из видов благотворительной помощи, которая была организована по инициативе нотариата столицы, рассказал нотариус г. Москвы Сергей Тиньков. Он лично участвовал в доставке гуманитарных грузов нотариата войсковым частям, расположенным в новых регионах России и во время этих командировок узнал о трудностях, с которыми сопряжена эвакуация раненных с поля боя. Военные медики на местах всячески пытались модернизировать транспортировку: ставили армейские носилки на колеса, заменяли их сеткой, но ни один из этих методов не облегчал задачу и не снижал рисков. Однажды у Сергея Николаевича произошла встреча с представителями волонтерской организации «Врачи, вы не одни», которая пыталась найти финансирование проекта уникальной эвакуационной тележки «Анютка». Конструкция тележки представляет собой велосипедное колесо в раме, которая крепится к обычным армейским носилкам и при необходимости складывается одни щелчком. Это дает высокую маневренность, позволяет перетаскивать носилки через препятствия, везти их по бездорожью, залегать при обстреле, а также грузить в машину, не перекладывая раненного. При транспортировке этих носилок нужны максимум двое бойцов, а перевозимый груз может весить более ста килограммов.
Тележка существенно повышала степень выживаемости раненных тем, что давала возможность соблюсти фактор так называемого «золотого часа», когда медицинская помощь максимально эффективна.
Сначала «Анютку», которая названа именем дочери ее автора, неравнодушного российского инженера, делали полукустарными способом в единичных экземплярах.
Нотариусы Москвы собрали денег на пробную партию и отправили ее знакомым медикам для тестирования. Через некоторое время с передовой пришло сообщение: тележка отличная, если можно, пришлите еще. К финансированию производства тележки подключилась Московская городская нотариальная палата, Федеральная нотариальная палата. Были найдены заводы, которые взялись организовать серийное производство. К началу 2025 года по заказу нотариата России были изготовлены и доставлены на линию боевого соприкосновения более 8000 тележек.
Народная инициатива, поддержанная нотариатом, спасла многие сотни жизней российских военнослужащих, и эта, как и 80 лет назад, самая неоценимая помощь людям фронту, которую вместе со своим профессиональным вкладом будут продолжать делать нотариусы.
Завершая работу конференции, участники отметили универсальность инструментов нотариата, эффективность которых подтверждена историей и которые всегда будут востребованы в решении государственных задач по защите прав граждан, в том числе в условиях, военных действий.
Проверка нотариального документа по QR-коду
Реестр уведомлений о залоге движимого имущества
Реестр договоров инвестиционного товарищества
Проверить доверенность
Реестр наследственных дел
Пришел в нотариальную контору для оформления сделки купли-продажи. Получил профессиональную консультацию и помощь в составлении документов. Все прошло гладко и без задержек.
Мне пришлось обратиться в нотариальную контору для оформления договора купли-продажи недвижимости, и я хочу поделиться своим положительным отзывом. С первой минуты сотрудники были дружелюбны, внимательны и грамотно провели все необходимые процедуры. Ставлю им высочайший балл за оказанные услуги.
Я обратился в нотариальную контору для вступления в наследство после смерти родственника, и хотел бы подчеркнуть высокий профессионализм и чуткое отношение сотрудников. Они помогли мне разобраться в сложных правовых вопросах и предоставили исчерпывающую информацию о процедуре.
Приказ Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о наделении полномочиями нотариуса, занимающегося частной практикой № 367 от 27 июля 2022 года
Лицензия на право нотариальной деятельности № 367, выдана Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области от 07 июля 2006 года